Форум » » Журнальный столик » Ответить

Журнальный столик

Дядя Фёдор: В этом разделе предлагаю делится впечатлениями от журналов. Мне понравился журнал "Наука и Религия". Журнал без рекламы, журнал в котором есть что почитать. Узнав о журнале, я выписал пару номеров-прочёл, теперь оформил подписку на полгода. Почитать, что пишет журнал можно в интернете http://www.n-i-r.ru/glavn.php Понравилась позиция журнала к нашей истории раскрытая в редакторской статье. Год пятидесятый Ольга Тимофеевна Брушлинская Да, уважаемые наши читатели, выпустив этот номер, который вы держите сейчас в руках, мы начали пятидесятый год в истории журнала — юбилейный. В сентябре 2009-го «Науке и религии» исполнится ровно полвека. Вот тогда и будем подводить итоги и анализировать пройденный путь. А пока мы поставили себе задачу — встретить юбилей новыми успехами, как говорили в старое доброе время. Успехи же мы понимаем очень просто — сохранить и приумножить нашу читательскую аудиторию, не разочаровать верных друзей «Науки и религии» и приобрести как можно больше новых. Но понимаем и то, что сделать это очень непросто. Читатель у нас мыслящий, интересуется глобальными проблемами, решает для себя вечные вопросы (что невозможно как без науки, так и без религии), хочет приобщиться тайнам Вселенной, да и все земное, с нами и со страной ежедневно происходящее, конечно же, его волнует. И у него есть высокие нравственные принципы. Вот так мы себе представляем нашего читателя. И это определяет подбор материалов и направление нашей работы. У нас есть свои традиции, свое достоинство, свое место в культурном пространстве, свое лицо, которое мы «сохраняем при любой погоде» (так написал в одном из своих обращений к читателю многолетний редактор «Науки и религии» В.Ф.Правоторов, имея в виду «погоду» в стране, то бишь общую ситуацию). Конечно, каждый, кто открывает очередной номер журнала, прежде всего ищет в нем то, что ему ближе, отвечает его запросам (хотя некоторые наши корреспонденты пишут иногда: «Прочел от корки до корки» — не по обязанности же, и не для «рецензии» читают в журнале все подряд, а потому что была такая потребность), но есть и то общее, чего вправе ждать каждый: все должно быть интересно, актуально, нравственно, должно служить правде и отвечать высоким идеалам, как бы высокопарно это сейчас ни прозвучало. Вот это мы вам ответственно обещаем. Потому что мы против культа наживы, против засилья пошлости и цинизма, безвкусицы и безнравственности, против поп-культуры, которая усиленно насаждает, по словам одного умного человека, «перевернутую систему ценностей, когда «верх» заменяется «низом»*. Нас, конечно, тревожит изменение климата Земли — то ли потепление, то ли похолодание, неизвестно что лучше — но во сто крат более тревожит изменение нравственной атмосферы нашего общества за последние 15—20 лет, которое произошло однозначно в худшую сторону. Тревожит это мощное давление бездуховности, та самая подмена, когда телевидение, превратившееся в сплошной бизнес, внушает, к примеру, многомиллионной аудитории: «Только в «мерседесе» (в «ауди», «лендровере» и т.п.) — ты настоящий мужчина». Не труженик, не воин, не патриот, не отец семейства, а вот именно обладатель «ауди» (или еще чего там требует реклама), а если этого у вас нет, то уж извините... Да что говорить, все согласны, что телевидение во многом ответственно за культ насилия в среде молодежи. Не стесняются говорить, что высшая цель жизни — потребление, хватай все больше и больше, добивайся успеха любыми средствами. И получается, что нравственная вседозволенность — это и есть свобода личности и даже права человека. На нашем жизненном пространстве идет война идей, противоположных по сути, война систем ценностей, и тут «Наука и религия» целиком и полностью на стороне нашего российского нравственного космоса, на стороне тех, кто защищает наше национальное достоинство и самосознание, духовные законы жизни, заповеданные предками. Участвуем в этой защите в меру своих сил и возможностей. И потому одна из наших главных тем (и мы в юбилейном году усилим, углубим это направление) — отечественная история. Нельзя оставаться равнодушными к оплевыванию и тотальному очернению нашего прошлого (циники даже придумали к нему эпитет — «непредсказуемое»). Оскорбительны легковесные, сработанные на заказ байки шоуменов о трагических, весьма неоднозначных, сложнейших моментах нашего прошлого. Что-то замалчивают, что-то опошляют, о чем-то просто врут. Да у них, у большинства, есть запасная родина, что им до этой. Наш журнал избегает сугубо политических тем, мы не судим историю с точки зрения различных идеологий, а показываем (и будем показывать) ее так, чтобы не разрушать, не унижать национальное достоинство ни одного народа, населяющего многонациональную Россию. Надо рассказать правду, пусть и нелицеприятную, горькую, так, чтобы не вызвать чувство ущербности, чтобы человек почувствовал свою связь с предшествующими поколениями и насущную необходимость этой связи. Есть в редакционном портфеле рассказы о знаменитых династиях, составивших славу страны, и о семьях не столь известных, но из поколения в поколение верно служивших Отечеству, хранивших честь и верность высшему нравственному закону. Присылайте нам свои рассказы о нашей «истории в лицах» для продолжающейся рубрики «Прикоснемся к родословному древу». Мы не разделяем горькую мысль замечательного философа П.Я.Чаадаева, сказавшего (может быть, вызвано это было душевной болью о российских бедах и невзгодах), что «прошлое России бесполезно...». То есть ему хотелось другого, «полезного». Нам дороги слова Пушкина, который, хотя и не восторгался всем, что происходит вокруг, но ответил Чаадаеву: «...ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Именно так, потому что отношение к родной истории формирует мировоззрение человека, его жизненную позицию. И если к ней подходить с высшими мерками, то она неразрывно связана с вечными вопросами. В ней, как и во всем вокруг, являются миру и людям жизнь и смерть; добро и зло; правда и ложь; любовь и ненависть. Иные современные лукавые проповедники хотят размыть границы между этими основополагающими понятиями, которыми поверяется все на свете. К несчастью, если с этих позиций оценить обрушившуюся на нас перестройку, то станет понятно и то, почему ее изучают в мире (изучают Китай, Япония, Куба, некоторые меняющие свою жизнь европейские страны) — как нечто, чего ни в коем случае нельзя допустить у себя. Впрочем, понятия эти варьируются, взаимозаменяются сейчас во всем мире, что и поставило человечество на грань глобальной экологической катастрофы — в природе и в духовной жизни. Не зря появилось такое выражение: экология души. Интересно, что те наши авторы и корреспонденты, которые, по их словам, получают информацию из Космоса, сообщают, что идет предупреждение человечеству: именно духовная деградация, происходящая на Земле, может погубить нашу цивилизацию. Вот, кстати, серьезная проблема, которую сейчас решает наш редакционный совет вместе с другими авторитетными консультантами: как относиться к потоку «космической» информации, каковы на самом деле ее источники и кто может с уверенностью судить об этом. Дело в том, что многие эти тексты (их присылают нам буквально со всех концов страны и из-за рубежа) очень актуальны, интересны, значительны и, как теперь принято говорить, энергетичны. Журнал не может оставаться в стороне от такого феномена. Но тут и осторожность особая нужна. Церковь, классические богословы решительно отвергают это массовое «контактерство», справедливо указывая на возможность соблазна и искушения. Но ведь в истории религий были и пророки, и знамения, что отражено в Священных Писаниях... И не все они в свое время признавались за настоящих. Церковь предостерегает, и наука относится к «контактерам» совершенно отрицательно. Но как был озадачен один авторитетный ученый, когда ему показали текст, полученный «оттуда» женщиной со средним образованием, логично и красиво решающий проблему, которая пока что наукой не решена. Нет, мы нисколько не умаляем достижения науки — и нашей, и мировой. Тем более что за последние годы ряду ученых удалось открыть и объяснить такие вещи, от которых еще недавно отмахивались как от «мистики». И все чаще наука сближается с тем, что раньше «принадлежало» исключительно религии и всерьез не принималось. О таких явлениях прочтете в журнале в его юбилейном году. Союз «и» в нашем названии за прошедшие десятилетия менял свой смысл. Когда-то, в первые годы журнала, он был резко разделительным («наука — враг религии» и наоборот), потом нейтральным (отдельно, мол, существуют наука и религия, каждая сама по себе), а сейчас все более явно это «и» становится соединительным. Во многих наших материалах вы это, наверное, заметили. Связь эту будут и в дальнейшем исследовать наши авторы. Многое нам надо сделать, многое решить в юбилейном году, от нынешнего сентября — до сентября 2009-го. И не только в содержательном смысле, но и в практическом, организационном. Вы заметили, что мы, хотя и немного, но все же повысили цену журнала. Вынужденно. Мы существуем в коммерческом мире, хотя занимаемся совсем не коммерческим делом, а духовным. Государственной поддержки не имеем, хотя считаем свою работу государственно важной. Но в стране господствует рынок, а для него книга (неважно, какая) выгоднее серьезного журнала. Выгода и духовный труд мало совместимы. В таком же положении и другие научно-популярные журналы страны. Все мы для рынка — вещь неформатная. И слава Богу. Понимаем, что многим трудно выделить деньги из своего убывающего бюджета на подписку. Объявленное повышение пенсий (а среди наших подписчиков эта категория, пожалуй, самая многочисленная) не покроет даже ту разницу, которую надо заплатить за подорожавшие в два раза подсолнечное масло и молоко. Но ведь и без пищи духовной — как прожить российскому человеку? И если кто-то из наших подписчиков располагает средствами, пусть подпишет еще кого-то одного на наш журнал. А то и двух. О таких благородных поступках нам уже сообщают, и мы очень рады тому, что есть на свете многое, чего нельзя измерить деньгами. Вообще, когда читаешь редакционную почту, представляется, что читатели «Науки и религии» — это большая семья или, если хотите, — орден единомышленников, независимо от того, к какой религии они принадлежат, исповедующих добро, нравственную чистоту, сочувствие, милосердие. Бывает так: читаешь несколько писем, присланных из разных, далеко находящихся друг от друга мест (скажем, Камчатка, с.Екатерининская Кабардино-Балкарии, Звенигород Московской области, г.Сызрань, Медвежьегорск в Карелии), и так созвучны позиции авторов, так схожи, так близки проблемы, которые их волнуют, что, кажется, они живут на одной улице и вчера собрались на лавочке, чтобы обсудить наболевшее. Да, наверное, им и надо бы познакомиться и вступить в переписку. Может быть, тут помогут обзоры читательских писем, которые, начиная с этого номера, мы будем регулярно публиковать в юбилейном году. Очень трогает нас, что своими размышлениями, переживаниями, открытиями, сомнениями читатели делятся с нами как с близкими людьми, которые обязательно все поймут. Так оно и есть. Мы еще будем не раз обращаться к юбилейной теме, советоваться с вами, как отметить круглую дату — скромно, но с достоинством. Ждем и ваших «юбилейных» писем. Может быть, что-то особенное, связанное с журналом было в вашей жизни? Что он для вас, почему храните верность нам — ведь у нас есть подписчики с 40-летним стажем и даже такие, кто выписывает «Науку и религию» с 1959 (!) года. Спасибо! За лучшие «юбилейные» рассказы редакционный совет назначил три премии. Участвуйте! И будем помнить, что дух от материи независим. И это — реальность, а никакие не мистерии. У нас в России всегда так: если люди знают, что делают благое дело (а для верующих — то, на что Господь благословил), им никакие преграды не страшны.

Ответов - 0



полная версия страницы